Возврат техники в магазин

Обращаем внимание! Мы не консультируем по вопросам защиты прав потребителей и не работаем по этому направлению. Мы работаем только с юридическими лицами. Однако эта информационная статья обязательно будет Вам полезна.

Все мы периодически обновляем свою технику, желая идти в ногу со временем и пользоваться всеми благами современных технологий.

Учитывая то, насколько быстро двигается прогресс, а также сложность современного производства, нередко приобретаемая техника продается с недостатками.

Если продавец не смог обеспечить надлежащее качество техники или иным образом нарушил Ваши права, в таком случае потребитель может, например, потребовать вернуть деньги за телефон или, например, вернуть деньги за ноутбук, осуществив соответственно возврат смартфона или возврат ноутбука продавцу.

Общий алгоритм возврата техники:

  • 1) Определение наличия права на возврат (можно определить после прочтения статьи)
  • 2) Обращение (в свободной форме, на данном этапе необходимо определить принципиальную готовность пойти навстречу);
  • 3) Проверка качества (при сдаче обратно); и
  • 4) Возврат и подписание соответствующего акта.

Если продавец неправомерно уклоняется от принятия обратно, затягивает согласование или предпринимает иные недобросовестные действия:

  • 5) Предъявление досудебной претензии;
  • 6) Предъявление иска; и
  • 7) Получение возмещения, в несколько раз превышающее стоимость покупки.

Отдельные вопросы:

Законодательное регулирование
Электроника - технически сложный товар
Возврат в интернет-магазин

Определение наличия права на возврат

Возврат в течении 15 дней с момента приобретения

Технически сложный товар возможно вернуть или обменять на аналогичный в течении 15 дней (не 14) только в случае, если в нем присутствует какой-либо недостаток.
Нельзя вернуть деньги за телевизор, у которого нет недостатков. Недостаток может быть любого характера.

Вернуть покупку по истечении данного срока возможно только в определенных Законом о защите прав потребителей случаях (смотрите ниже в настоящей статье).

Возврат в течении 15 дней с момента приобретения, если не обнаружены недостатки

Стоит отметить, что несмотря на то, что не понравившуюся покупку вернуть просто так не получится, в ней можно поискать недостатки. Распространенными недостатками электроники являются, например, следующие:

  • Мелкие царапины (особенно часто встречается у товаров от интернет магазинов);
  • Несоответствие заявленным характеристикам (например, очень часто батарея разряжается быстрее, чем указывает производитель); и
  • Недостатки сборки, например, крупные люфты кнопок (кнопки шатаются, что свойственно для боковых кнопок китайских смартфонов и планшетов), плохие динамики или иные недостатки, которые разумно быть не должны.

При желании осуществить возврат это можно сделать даже если самостоятельно обнаружить недостаток не получилось. Для обнаружения недостатка можно обратиться к независимому эксперту, так как современная электроника крайне редко соответствует заявленным спецификациям.

Возврат по истечении 15 дней с момента приобретения

По истечении 15 дней покупку возможно (1) возвратить продавцу и потребовать вернуть деньги, или (2) обменять приобретение на аналогичное, но только в следующих случаях:

  • Если имеется существенный недостаток (смотрите ниже);
  • Гарантийный или иной ремонт продолжается более 45 дней; или
  • Невозможно использовать более З0 дней за год по причине нахождения техники в ремонте.

То есть после 15 дней, например, вернуть телевизор в магазин возможно, но только если имеются вышеуказанные обстоятельства.

Существенные недостатки

При наличии в товаре существенных недостатков, его можно вернуть в любое время.

Существенными недостаткам технологически сложного товара в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» являются:

  • Недостаток, который нельзя исправить;
  • Поломка, ремонт которой будет составлять неразумную стоимость;
  • Поломка ремонт, которой займет нерационально много времени;
  • Поломка, которая выявилась неоднократно; и
  • Поломка, которая вновь появилась после ремонта.

Проверка качества при сдаче

Если клиент возвращает электронику, то продавец вправе произвести проверку ее качества. Если проверка качества и ее результаты не устроят клиента, то он вправе потребовать проведения независимой экспертизы за счет продавца.

Стоит иметь ввиду, что проверка качества будет проводиться экспертом, которого выберет продавец, поэтому на объективность такой экспертизы полагаться не стоит.

Защита прав при отказе от приема товара обратно

Если продавец неправомерно отказался от приема техники обратно, то следует написать претензию, а по истечении сроков на добровольное удовлетворения (смотрите ниже) требований - подать иск суд.

Предъявление претензии

Если продавец отказывается удовлетворить требования потребителя (вернуть деньги за товар или заменить его на аналогичный), то в первую очередь к продавцу нужно предъявить письменную претензию, в которой будет указано требование принять возврат покупки и вернуть деньги (или заменить приобретение на аналогичное).

Продавец обязан удовлетворить требование, предъявленное клиентом в следующие сроки:

  • В отношении обмена – 20 дней; или
  • В отношении возврата стоимости – 10 дней.

Превышение этих сроков уже на досудебной стадии является нарушением, и потребитель еще в претензионном порядке может потребовать выплату неустойки в размере 1% от стоимости покупки за каждый день превышения указанных выше сроков.

Если претензия не удовлетворена или оставлена без ответа (в установленный законом срок), то клиент имеет полное право обратиться в суд.

В какие сроки и как направлять претензию

Перед предъявлением претензии необходимо удостовериться, что требование будет предъявлено в рамках сроков, установленных законом.


Обратите внимание!

Предъявление иска

Подача иска в суд общей юрисдикции регулируется главой 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Что можно получить в суде

В судебном порядке потребитель на основе действующего законодательства может предъявить одновременно следующие требования:

  • 1% от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требований. Нужно понимать, что судебный процесс по подобным делам в некоторых случаях может продолжаться вплоть до 200 дней, соответственно сумма требований может достигать более 200% стоимости покупки уже только на основании этого требования.
  • Затраты на юридические услуги, независимую экспертизу, и иные расходы (например, почтовые), итд.
  • Любые суммы ущерба, причиненного недостатками (например, если покупатель был вынужден арендовать другое оборудование на срок, пока продавец не удовлетворил требования);
  • Стоимость кредита на приобретение и стоимость страхования (если применимо);
  • Моральный ущерб.
  • Штраф в размере 50% от всей присужденной потребителю суммы (то есть от суммы всех требований, указанных выше).

Насколько видно из перечня требований, которые может заявить потребитель, при обращении в суд возможно взыскать гораздо больше, нежели составляет стоимость покупки.

Насколько это реально

Судебная практика по подобным делам уже сложилась и при квалифицированном юридическом подходе с продавца можно взыскать полностью все суммы, указанные выше.

Обратите внимание!

Независимая экспертиза

Большое значение в спорах по защите прав потребителей имеет независимая экспертиза. Выше мы писали о проведении независимой экспертизы за счет продавца и по требованию потребителя.

Рекомендуется обратиться в независимую экспертизу самостоятельно до обращения в суд, подобрав экспертную организацию. Результаты этой экспертизу обладают существенной значимостью при рассмотрении дела в суде.

При этом необходимо понимать, что как продавец, так и потребитель может также ходатайствовать в суде о проведении судебной экспертизы, которая назначается судом, согласно положениям Гражданского процессуального кодекса.

Подводя итог

Всегда можно, следуя положениям закона, отстоять свои права, а в некоторых случаях и получить существенную компенсацию за потерянные нервы и время.

Ключевым моментом при этом является выбор специалистов (юридическая компания и независимы эксперт), которые будут заниматься разрешением спора.

При обращении к нам, Вы сможете забыть о проблемах. Мы подберем надлежащего эксперта и проведем всю процедуру (претензионную и судебную) без Вашего участия и в Вашу пользу.

Михаил Ефимов
Партнер, кандидат юридических наук
Консультация
Закрыть

Ответим на каждое обращение

Если у Вас остались вопросы относительно порядка оказания услуг, стоимости, сроков или вы хотите получить рекомендации относительно Вашего дела, мы с удовольствием Вам подскажем.

Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами в кратчайший срок!

Ваше имя
Мобильный телефон
E-mail*
Ваше сообщение или вопрос